Унификация учетных систем

Основная цель проекта — повышение качества и эффективности учетных систем организации. Путь достижения цели — совершенствование учетной системы организации через унификацию учетных процессов. Под унификацией в общем случае следует понимать сведение к минимуму неоправданных различий между системами (подсистемами) или процессами.

При принятии решения об унификации инициатор унификации формулирует ее цели (подцели).

Цели (подцели) могут варьироваться от глобальных (например, построение эффективного бизнеса) до локальных (выбор варианта учета объекта из нескольких вариантов).

Основными целями унификации являются:

  • обеспечение целей бизнеса;
  • повышение качества учетных систем (обеспечение соответствия критериям качества);
  • автоматизация учетных систем.

Унификация может быть проведена разными способами. Наиболее распространенными способами являются:

  • по принципу «как есть»,
  • по принципу «как надо»,
  • способ — «где можно — „как есть“, где можно — „как надо“».

Выработка типовых проектных решений — процесс принятия решения о способе учета на основе результата анализа учетных систем предприятия. Если в процессе анализа выявляется применение проблемных или нестандартных способов учета, избежать которых невозможно путем стандартизации бизнес-процессов, консультант предлагает варианты типовых проектных решений. Оформление типовых проектных решений — утверждение учетной политики предприятия.

Требования к типовым проектным решениям

Выработка типовых проектных решений базируется на результатах анализа учетных систем предприятия.

Выбирается такое проектное решение, которое позволяет:

  • обеспечить формирование полной, достоверной и своевременной финансовой отчетности предприятия,
  • обеспечить применимость решения,
  • минимизировать затраты предприятия на переход к типовой процедуре,
  • приблизить учетную процедуру к правилам, установленным в МСФО,
  • минимизировать налоговые риски применения выбранного типового решения,
  • снизить налоговую нагрузку для предприятия.

В зависимости от целей унификации процесс может быть реализован через совокупность четырех основных процессов:

  • анализ;
  • выбор решения;
  • оптимизация;
  • стандартизация (оформления принятых решений).

Проект состоит из двух основных этапов.

Этап 1. Экспертиза документов компании.

Цели этапа:

  • выявление нестандартных и проблемных ситуаций, требующих разрешения в процессе формирования учетной политики;
  • выявление объектов, имеющих особенности учета в МСФО;
  • установление сложившейся учетной системы;
  • определение уровня стандартизации учетных процедур (оценка систем внутреннего нормативного регулирования);
  • установление степени автономности системы налогового учета от системы бухгалтерского учета;
  • определение степени готовности предприятия к проведению унификации учетных процессов.

Результат этапа — отчет о результатах обследования:

  • Описание сложившейся учетной системы.
  • Определение перечня проблемных и нестандартных ситуаций, требующих рассмотрения в целях формирования учетной политики организации.
  • Определение перечня способов учета, имеющих существенное значение и подлежащих включению в учетную политику.
  • Предложения по унификации учетных процессов.

Критерий эффективности выполненных работ — оценка Заказчиком предлагаемых решений как понятных, отвечающих целям проекта, реальных для исполнения.

Этап 2. Унификация учетных процессов

Цель этапа — выбор, описание и обоснование способов бухгалтерского учета, подлежащих включению в учетную политику.

Перечень работ:

  • Согласование с Заказчиком критериев оценки предлагаемых вариантов (совместимость с правилами МСФО, налоговые последствия, объем работ по переходу на предлагаемый способ учета, упрощение учетных процедур и т.п.).
  • Разработка и обоснование вариантов способов бухгалтерского учета, удовлетворяющих требованиям эффективных учетных процедур.
  • Подготовка информации для принятия Заказчиком решения по выбору варианта.
  • Разъяснения предлагаемых вариантов Заказчику в форме семинаров, круглых столов, отдельных консультаций.
  • Согласование с Заказчиком выбранного варианта обоснования.

Результатом работы по этапу является отчет о результатах работы с описанием выбранных способов учета с надлежащим обоснованием.

Критерий эффективности выполненных работ — оценка Заказчиком выбранных способов бухгалтерского учета как способов, отвечающих требованиям рациональности и достоверности при осуществлении процедур формирования отчетности.