Внутрифирменные стандарты ведения учета

«ЦБА» рассматривает вопрос о необходимости стандартизации учетных процессов через реализацию комплексных подходов к формированию системы внутреннего нормативного регулирования (СВНР) в отношении состава, структуры и содержания документов, регламентирующих бухгалтерский учет и налогообложение, позволяющих повысить оценку системы внутреннего контроля организации.

Опыт «ЦБА» позволяет сделать выводы о наличии общих недостатков, присущих внутренним документам организации:

  • отсутствие системности (документы разрабатываются по мере возникновения проблем, не охватывают проблемы в комплексе, существует диспропорция в освещении тех или иных проблем),
  • некорректная терминология (применение бухгалтерских терминов в значении, отличном от нормативного),
  • недостаточные обоснования разрабатываемых способов,
  • подмена методологических аспектов учетной политики способами обработки информации в автоматизированных системах.

Выход организаций на фондовые рынки в настоящее время связывается компаниями с выполнением требований закона Сарбэйнса-Оксли, что повышает уровень управления, придает вес отчетности компании, повышает имидж компании в глазах партнеров и инвесторов.

Гарантом достоверности информации является надежная система внутреннего контроля, важным элементом которой является наличие системы внутренних регламентов, внутренних стандартов.

Разработка регламентов не может быть самоцелью. Любая регламентация должна преследовать четко сформулированные цели и проводиться в рамках установленных принципов, правил и требований, как внешних, так и внутренних. В числе внешних документов, устанавливающих правила стандартизации, можно назвать стандарты серии ISO-9000, российские стандарты по бухгалтерскому учету (РСБУ), международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), Налоговый кодекс РФ.

Практически все современные методы стандартизации являются бизнес-ориентированными, т.е. основаны на описании (регламентации) бизнес-процессов, осуществляемых в организации. Процессный подход обеспечивает связь: «правильно (рационально) выстроенные бизнес-процессы — четкие регламенты — надежная и достоверная информация — эффективная система управления».

Основной проблемой стандартизации в настоящее время является проблема высокой динамики внешнего законодательства и бурное развитие новых информационных технологий, заставляющие пересматривать подходы к организации бизнеса.

В настоящее время все большее распространение получает инструмент, позволяющий построить самонастраивающуюся систему управления — сбалансированная система показателей (ССП). ССП, являясь инструментом стратегического и оперативного управления, позволяет связывать стратегические цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии. ССП может быть использована как инструмент экспертизы сложившейся системы управления (установления ее качества) и как инструмент, позволяющий определить шаги в направлении развития имеющейся системы.

Свое место в проекте стандартизации мы видим в:

  • постановке задачи стандартизации;
  • обучении менеджеров компаний методологии проведения описаний и реорганизации бизнес-процессов, практике формирования корпоративных стандартов,
  • решении проблемных вопросов учета и налогообложения, препятствующих процессам стандартизации,
  • участии в написании конкретных стандартов,
  • участии в проведении отдельных этапов работ, например, экспертизе деятельности группы компаний с выработкой предложений по выбору концепции стандартизации.